Оксана Чепижко: Почему социальному предпринимательству нужно дать «зеленый» свет

Оксана ЧепижкоФинансовый эксперт, исполнительный директор Ассоциации защиты банков Оксана Чепижко считает, что социальному предпринимательству необходимо дать «зеленый свет».

Об этом Оксана Чепижко написала в блоге на сайте «Корреспондент».

«Всё работало нормально, пока не вмешалось государство», – эту фразу в разных вариациях я слышу чуть ли не каждый день от коллег-предпринимателей. Последнее ежегодное исследование делового климата в Украине подтверждает: 86% владельцев малого и среднего бизнеса видят в государстве «преграду» для развития своего дела или вообще «врага».

Складывается впечатление, что инициативные люди и те, кто «по долгу службы» должен отвечать за экономическую ситуацию в стране, живут в разных мирах. Первые – не просто продолжают работать, но иногда решают сложные общественные проблемы, до которых у государства не доходят ни руки, ни финансы.

Последние несколько лет в Украине – настоящий бум социального предпринимательства. Городские активисты обустраивают публичные пространства, мамы в декрете создают коворкинги для родителей с детьми… Примеров масса.

Как правило, подобные бизнес-инициативы «подставляют плечо» власти, поскольку помогают адаптировать наиболее уязвимые категории населения. Попросту говоря, неплохо зарабатывая и обеспечивая свои семьи, потенциально «малоимущие» не просят субсидий или льгот. Они смогли сами. Для меня каждый такой случай – впечатляющая история успеха.

В странах западной, да и восточной Европы социальное предпринимательство легализировано не менее десяти лет назад. Государство заинтересовано в том, чтобы социальные кооперативы и компании существовали в благоприятных условиях и приносили выгоду государству.

Формы поддержки разнообразны. В некоторых странах муниципалитеты сдают помещения по льготным ценам и бесплатно консультируют предпринимателей по юридическим и правовым вопросам. А, например, в США есть специальный Фонд Социальных Инноваций (Social Innovation Fund) – через открытый конкурс он распределяет средства среди общественных организаций, которые работают в сфере социального предпринимательства.

Для Украины вопрос участия государства остается открытым. С одной стороны, социальное предпринимательство уже стало явлением, которое нельзя игнорировать, но пока что оно существует вне правовой рамки. Попытки изменить Налоговый кодекс и внести в Верховную Раду специальный законопроект «О социальном предпринимательстве» закончились ничем – документы не прошли профильный комитет.

С другой стороны, некоторые социальные предприниматели даже рады тому, что их пока не «заметили», а значит, и не «зарегулировали».

К примеру, сегодня такие предприятия могут выбрать практически любую организационную форму, чтобы эффективно реализовать свою бизнес-модель. Социальный предприниматель может начать работать как ФОП, а в перспективе расшириться до ООО. Подобная «гибкость» дает еще одно преимущество – социальные компании берут на себя часть функционала более крупных бизнесов, становясь аутсорсерами.

Тем не менее, у законодательной неопределенности есть и свои подводные камни. Многие социальные предприниматели вынуждены рассчитывать на зарубежную грантовую или ресурсную помощь. Это сужает поле их деятельности (ведь не все направления интересны потенциальному грантодателю) и к тому же уменьшает бизнес-составляющую – проекты превращаются в чисто социальные.

Вторая проблема – привлечение серьезных инвестиций. Вложения в предприятия с неясным статусом – всегда рисковые.

Я вижу только один выход из сложившейся ситуации. На данном этапе социальные предприниматели не должны быть особым объектом законодательных инициатив. Им нужно то же, что и всему остальному малому и среднему бизнесу – упрощение регуляторных процедур и доступ к кредитным средствам. Без этого обязательного минимума невозможно никакое государственно-частное партнерство. И только следующий шаг – разработка специальных условий, причем авторами изменений должны стать сами социальные предприниматели.

Бесполезно тюнинговать автомобиль, который не едет. Сначала нужно запустить мотор.

Блог Оксаны Чепижко

 

 

Be the first to comment on "Оксана Чепижко: Почему социальному предпринимательству нужно дать «зеленый» свет"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*